Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

Доброта, честность, свобода и моральные ценности, подкреплённые внутренними убеждениями, а не насаженные извне, — вот главные принципы воспитания Человека. С трудом верится, но такой метод воспитания существовал еще в советском союзе — именно его так яро пропагандировал педагог Симон Львович Соловейчик. И хоть эти принципы резко отличались от тогдашних принципов воспитания строгих советских педагогов с их бесконечным искоренением дурной природы в ребенке, «параллельная реальность» воспитания по Соловейчику не имеет цены и по сей день.

Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

И пусть в Азии учеба до сих пор схожа с подготовкой к Олимпийским играм и дети, казалось бы, там невероятно умны и послушны, редакция «Так Просто!» считает, что нет ничего правильнее и сильнее любви и уважения к собственному чаду! Счастливый, добрый и свободный ребенок — тот, что воспитан в любви.

Советская педагогика

Детские годы Симона Львович Соловейчика — это война и эвакуация. Потом была работа пионервожатым, а затем годы преподавания русского языка и литературы в библиотечном техникуме небольшого городка. Молодого учителя не радовали принципы, на которых была построена тогдашняя система образования. Жесткое, почти насильственное внушение коллективизма, товарищества, стойкости и полное пренебрежение к собственным чувствам никак не совпадали с идеалами, которые отстаивал Соловейчик.

«Любовь и совесть — кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком. Не все мы верим в силу любви и совести, сомневаемся даже в их существовании, но всякое их ослабление делает жизнь невыносимой. Для каждого в отдельности и для всех вместе», — писал Симон Львович в своей книге «Педагогика для всех».

Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

Симон Соловейчик, отец троих детей, стал автором нескольких книг, в которых щедро делился своими взглядами на воспитание. Удивительно, насколько современны его мысли! Казалось бы, сегодня так учат лишь где-нибудь в школах Скандинавии. Но нет! Такие удивительные принципы воспитания были предложены еще советским педагогом Соловейчиком.

  • Свобода
    Внутренняя свобода — основа развития и ключевое понятие в трудах Соловейчика. По словам Симона Львовича, свободе научить нельзя, ей можно лишь воспитать. Свобода — это ни в коем случае не освобождение от дисциплины и не хаос. Свобода в школе — это драгоценное право ребенка мыслить вне рамок, иметь право задавать вопросы, чувствовать себя личностью. И такому может научить лишь свободный внутренне учитель. «…дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им», — пишет Соловейчик.

    Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

    Снисходительное отношение, одергивание, принижение — путь разрушения интересов ребенка, а зубрежка и скучный материал и вовсе отбивают всякое желание учиться. Задачи, которые дает ребенку школа, должны быть для него трудными и одновременно вдохновляющими: малыш должен чувствовать, что по-настоящему развивается. И загруженность по горло уроками и кружками — совсем не показатель этого.
    Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

  • Отношения между взрослыми и детьми
    «Маленький, грудной еще ребенок кричит в своей кроватке, зовет маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идет к сыну, но без упреков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идет с повинной: — Ты меня зовёшь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!».

    Как объясняет Соловейчик, маленький ребенок нуждается не только в беспрекословном признании его желаний, но и в стойкой вере, что мир вокруг в основном добрый и справедливый. Такой идеализм — своеобразная защита для детей, без нее маленькому человеку будет страшно жить и расти.

    Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

    Однако ребенок растет и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!
    Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

  • Самостоятельность как цель воспитания
    Еще один важный аспект воспитания по Соловейчику — подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Об этом без устали твердят современные психотерапевты и либеральные педагоги, и об этом в своих трудах так давно писал Симон Львович.

    «Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них», — говорил педагог.

    Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

    Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!».
    Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

  • Главная ценность — возможность развиваться
    «Гонять во дворе собак — это тоже развитие», — шутит Соловейчик. Ребенок должен развиваться и физически, и психически. И зачастую это самое развитие сопровождается шумом, беготней и криками, которые так не выносят родители. Но нельзя подавлять ребенка лишь потому, что он доставляет дискомфорт!

    И, к слову, всевозможные кружки и секции, которые якобы предназначены для развития ребенка, не всегда являются таковыми. Родитель наверняка не знает, отдавая свое чадо, например, на плаванье, поможет ли это ребенку развиваться или же наоборот малыш окажется подавленным и потеряет ко всему интерес. Родитель должен стать внимательным наблюдателем, помощником, другом.
    Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

  • Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения. «Педагогика для всех» Симона Соловейчика — книга, которую мы рекомендуем почитать всем ответственным родителям, ведь написана она добрым и чутким педагогом от Бога.

    А как ты воспитываешь своих детей? Непременно делись с нами в комментариях.

    Оцените статью
    Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».
    Для тех, кому надоело варенье: 5 способов сохранить ягоды совершенно по-новому
    Adblock
    detector